Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
В последнее время что-то нередко слышу о реализме в творчестве - книгах, играх, фильмах... неважно. Но вот ведь что меня удивляет: почему под оным реализмом постоянно подразумевают нечто предельно мрачное? В смысле: если описываем политику - так обязательно сплошное предательство и удары в спину (дроу я тут не считаю, у них это базис культуры). Почему-то пошла и отменная мода на столкновение героев с самой пакостью или творением оной пакости их руками.
Нет, я не спорю, это действительно реалистично. Скажем, неприятных личностей среди пиратов и воров значительно больше, чем кого-то с принципами (пусть даже и только собственными). И неосторожного человека действительно могут убить, порезать и вообще поступить с ним нехорошо.
Проблема в том, что само слово "реализм" вроде бы предполагает в себе стремление отражать то, что есть в действительности. А ведь в ней почему-то ведь хватает и совершенно другого: верной дружбы, настоящей любви, бескорыстной взаимопомощи, твердых принципов, заботы о других... Это ведь все есть. И сколько бы ни кивали на современные нравы - все это есть и сейчас. Я видел и слышал.
Так почему же, спрашивается, когда герои проявляют именно такие качества, их стремятся упрекнуть в нереалистичности и искусственности?
Реализм сейчас в моде. Что ж, я обычно ей не следую, но в этом случае не отойду от нее.
Я люблю писать о том, что есть в реальности.
О хороших людях.
Нет, я не спорю, это действительно реалистично. Скажем, неприятных личностей среди пиратов и воров значительно больше, чем кого-то с принципами (пусть даже и только собственными). И неосторожного человека действительно могут убить, порезать и вообще поступить с ним нехорошо.
Проблема в том, что само слово "реализм" вроде бы предполагает в себе стремление отражать то, что есть в действительности. А ведь в ней почему-то ведь хватает и совершенно другого: верной дружбы, настоящей любви, бескорыстной взаимопомощи, твердых принципов, заботы о других... Это ведь все есть. И сколько бы ни кивали на современные нравы - все это есть и сейчас. Я видел и слышал.
Так почему же, спрашивается, когда герои проявляют именно такие качества, их стремятся упрекнуть в нереалистичности и искусственности?
Реализм сейчас в моде. Что ж, я обычно ей не следую, но в этом случае не отойду от нее.
Я люблю писать о том, что есть в реальности.
О хороших людях.
Ну кроме банального "+1".
Угу... и, что самое интересное, при попытке указать на то, что это пакость, скорее всего будет возмущенный ответ в стиле "а вспомните Сапковского! а вспомните Мартина!" (хотя не уверен, что многие авторы их читали). Но вот то ли меня подводит память, то ли у пана Анджея и мистера Джорджа хватало в текстах и дружбы, и хороших поступков. При всех темных сторонах их миров.
Меня, кстати, вообще удивляет манера ссылаться на мэтров... когда читавший справедливо укажет, что там такого и не ночевало.) Бедный Профессор больше всего, конечно, от этого страдает.
Писать о хорошем неможно, а жаль. Потому что плохого вокруг много и жизнь не позволяет не обращать на него внимания, если оно еще и в книгах - то это же готовая депрессия.
Примерно так я отвечаю на все предложения "писать про реальную жизнь")
И вот что я имею сказать по поводу реализма.
Столкновение с пакостью - это не характер героев, это среда вокруг них. И если самая большая беда героя за все произведение состоит в том, что крылатый пони покакал радугой ему на голову, героизм, смелость, дружба и прочие незыблемые идеалы персонажей вызывают смутные сомнения у читателя и читатель тут абсолютно прав.
Конечно же, убийство драконов и верность идеалам при прямом как рельсы сюжете - это обалдеть какой героизм.
Но настоящий героизм, имеющий отношение к настоящей человечности, рождается не в бою против драконов и злодеев. Настоящий героизм - это разведчик, вынужденный убивать друзей ради сохранения своей тайны и блага своей страны, это лекарь, меняющий кровавые тряпки в полевом госпитале и решающий кому отдать последнюю таблетку - лучшему другу или незнакомому ребенку, это русские медсестры и связистки, выносившие на себе раненых с поля боя, под летящими снарядами. Среди крови, грязи и дерьма.
Героем быть легко, когда и ты и мир вокруг тебя чисты и просторны.
Но настоящим героем можно быть только если твоя доброта не меркнет в действительно сложных и "пакостных" ситуациях, увы и ах.
Обреалистичивание не направлено на чернуху. Просто авторы пытаются как могут нарисовать настоящих героев.
Роланд и его ка-тет дошли до Темной Башни сквозь грязь, боль и пакость, но иначе - какой бы это был ка-тет?
Я не совсем про это. Против самого столкновения с пакостями я ничего не имею - в конце концов, именно в таких условиях и можно показать героя. Мне просто претит, когда кто-то увлеченно доказывает, что героям в таких ситуациях необходимо вести себя как своолочь, и не сожалеть по этому поводу.
Вот, например, как раз выложенный мной перед этим постом рассказ. Правитель, вопреки логике политика, пощадил того, от кого могли быть проблемы; даже планы свои изменил, чтобы это решение принять. Не стал губить друга, хотя в течение расширения царства принимал жесткие решения не раз. Была пара комментариев в стиле "это нежизненно".
Вот мне и интересно - почему это считается нежизненным.
Кстати. Что за крылатые пони, чего они на меня последнее время все сыплются, особенно в связи с DA 2?) Это какое-то культурное веяние, которого я не знаю?
Проблема не в наличии пакости вокруг, а в том, что за реализм выдается только и исключительно пакость. Что любовь, дружба, милосердие, благородство сразу отметаются в нежизненные вещи, в каких бы условиях и как они не проявлялись. Что единственным разумным выходом оставляется самый сволочной. Ах да, еще в уверенности, что описание крови и дерьма придают реалистичность любой глупости.
Реализм в современном понимании - отнюдь не в том, что героем не может быть лекарь, меняющий окровавленные тряпки в госпитале, в котором не осталось бинтов. Реализм в том, что лекарь просто обязан, помимо своей медицинской деятельности, к примеру, бить жену. Иначе он какой-то слащавый и нежизненный. Герою запрещено быть нормальным хорошим человеком, азпрещено пронести эту человечность через все и найти в ней силы.
А так получается, что значительную часть мировой литературы пора выкинуть на помойку. Из-за нехватки крови, грязи и дерьма.
он поступил нежизненно не потому что пожалеть друга и пренебречь обязанностями правителя - это хорошо. На самом деле для всех кроме друга это ужасно и никакого доверия такой правитель не заслуживает.) Если он хороший правитель, он должен был быть непреклонен.
Огненный Тигр
приведите мне пример слащавой классики "без крови, грязи и дерьма" и пример выдавания за реализм только мерзостей. Ну по паре книг. Просто чтоб у нас появился четкий предмет обсуждения, потому что пока что мне не кажется что все именно так как вы описываете.
Просто стопяЦЦот.
И никаких гвоздей)
И маленький нюанс: для "реализма" не хватает упоминания крови и грязи. "Реализм" требует, чтобы читателя повозили носом по каждой мусорной куче.
он поступил нежизненно не потому что пожалеть друга и пренебречь обязанностями правителя - это хорошо. На самом деле для всех кроме друга это ужасно и никакого доверия такой правитель не заслуживает.) Если он хороший правитель, он должен был быть непреклонен.
Извините, а как связано "нежизненно" и "пренебречь обязанностями правителя"? Не убивать друга-противника - это рискованно ("ужасно" будет, если друг опять станет противником), но разве "нежизненно"?
Абсолютно идеальный сферический правитель в вакууме - он да никогда не подвержен эмоциям (и то не факт). Но встречается наверное не чаще летающих розовых пони с необычной диетой.
у Сабатини в "Капитане Бладе" насколько я помню практически прямо были описаны торги и пытки рабов, изнасилование женщин солдатами и прочая прелесть. И да, там было про то как навозные мухи жрали спину связанного паренька, все дела. опять проклятый реализьм!
Вальтер Скотт в "Айвенго" писал как еврею вырывали зубы по одному чтоб получить от него бабла (и кстати сам аффтар не считал это особо зазорным), как старуха заживо сгорела в старом замке и много всего еще. опять проклятый реализьм!
"Властелина Колец" я не читала, поэтому на его счет сказать не могу ничего, но подозреваю что проклятый реализьм и там где-то притаился и выжидает.
А серия "Мужской клуб" - низкопробное говно одного ранга с Донцовой, простите за откровенность, вне зависимости от того, кровища там или пони с радугой. Просто люди не умеют писать.
alaknog
Вы рассуждаете с точки зрения "а если бы я с моим текущим характером и знанием жизни был правителем, то я бы тоже мог так поступить и это было бы жизненно". А в реальности люди, добирающиеся до столь высоких постов, сделаны не то что из другого теста по сравнению с вами. Из антиматерии они сделаны. И дело не в подверженности эмоциям. Если на тебе сотни миллионов человеческих жизней, ты смотришь на жизнь иначе, чем блогер, от которого ничего кроме кормежки любимой собачки в жизни не зависит (это я условно говорю). Ответственность там другая. И решения соответственно другие.
Давайте дружно вспомним фильм "Герой". Во-первых фильм прекрасный сам по себе, приятно вспоминать, а во-вторых правитель там чисто теоретически тоже мог помиловать такого хорошего парня, который еще и не стал его убивать. Но поступил он соответственно своей должности и ответственности. Реалистично он поступил.
Поймите, и исходный пост, и мои комментарии относились не к тому, что авторам надо запретить писать про кровь и грязь. Они относились к тому, что кровь и грязь - это средство, а не цель произведения.
А так же к тому, что уже непонятно, куда дальше оные кровь с грязью ярче показывать. Потому что упорно Сабатини и Вальтер Скотта записывают в сладкие романтики. Несмотря на все, приведенное вами.
А в реальности люди, добирающиеся до столь высоких постов, сделаны не то что из другого теста по сравнению с вами. Из антиматерии они сделаны.
Да неужели? Извините, но вот это как раз романтизм, сравнимый с розовыми пони. Правители сплошь высшие существа, неподвластные эмоциям и полностью отличные от простых смертных. Люди они, увы и ах. Разные.
Что касается "Героя", то да, Цинь Ши поступил реалистично. Для данной личности. Не менее реалистичным было бы не устраивать достойные похороны, а выкинуть тело неудачливого убийцы на поживу воронам. Или действительно перетянуть полезный кадр на свою сторону, ибо гений. Были правители, которые выбрали бы эти варианты.
Кем предлагается? Кто этот выкормыш российского минобразования?
Да неужели? Извините, но вот это как раз романтизм, сравнимый с розовыми пони. Правители сплошь высшие существа, неподвластные эмоциям и полностью отличнВам е от простых смертных. Люди они, увы и ах. Разные.
Вам не приходилось быть руководителем даже среднего звена, да, причем ни разу?
Дело не в том, что кто-то выше других и неподвластен чему-то. Да, они разные люди, но у них ДРУГАЯ мера ответственности и другой уровень решений, чем у вас. Не потому что мама их родила с айкью выше чем у вас, а потому что они к текущему положению дел прошли долгий, полный ошибок и решений, путь. Они мыслят иначе, их жизнь научила. На высокие посты практически невозможно попасть случайно, что бы парикмахеры и таксисты не говорили о бесталанности своих правителей. Всегда есть пройденный путь, и этот путь приводит к тому, что их решения и ваши - это как расстояние и время, разные измерения.
Не потому что они "ах лучше и ох без эмоций". Нет. Просто иначе.
У реальных мудрых правителей (чем они и хуже сказочных) ничего такого нет по простой причине - они делают свою правительственную работу настолько хорошо, что тупо не успевают за 24 часа в сутки заняться еще и сочинением шахматных партий в натуральную величину. Рутина сжирает все на свете.
Так вот кто же лучше в книге - сказочный интриган или реальный правитель? Стоит ли ради реалистичности жертвовать красивостями сюжета?
Кстати я и сама думаю, что не стоит. Сюжет страдает, эх.
Не уверен, что фантаст Чайна Мьевилль относится к российскому минообразованию, но ругательство понравилось. Впрочем, сие мнение всплывало не только у него.
Да, они разные люди, но у них ДРУГАЯ мера ответственности и другой уровень решений, чем у вас. Не потому что мама их родила с айкью выше чем у вас, а потому что они к текущему положению дел прошли долгий, полный ошибок и решений, путь.
Руководителем быть не приходилось, историю изучать вполне приходилось. И по ней хорошо видно, насколько разные люди становились правителями и насколько разными путями правители добивались успеха. Кстати говоря, а почему правитель обязательно прошел долгий и трудный путь к власти? Он мог получить власть по факту своего рождения и занять трон в довольно молодом возрасте - потому что скончался его батюшка.
Вообще, чтобы оценить реалистичность поступка конкретного правителя, нужно учесть несколько факторов. Его личность (куда входит и жизненный опыт данного конкретного правителя), окружающую ситуацию (какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?), наконец, возможность ошибки (да, правители, как и простые смертные, иногда ошибаются, причем не всегда последствия ошибок критичны).
У большинства мудрых правителей в художественных произведениях есть просчитанные до муллиметра тысячи планов, они ведь мудрые интриганы и тому подобное. У реальных мудрых правителей (чем они и хуже сказочных) ничего такого нет по простой причине - они делают свою правительственную работу настолько хорошо, что тупо не успевают за 24 часа в сутки заняться еще и сочинением шахматных партий в натуральную величину. Рутина сжирает все на свете.
Почему обязательно тысячи планов? Один план по одной, весьма важной для этого человека проблеме. И если подойти к сюжету конкретного рассказа, то друг правителя активно способствовал его решению и уж точно не являлся шахматной фигурой в натуральную величину. Он не смог найти выход сам (потому-то он и не правитель), но вполне поддержал нужный выход.
Ну это официальный правитель, мы тут скорее о фактических говорим.) Ну то есть Людовик мог что-то получить по рождению, но Ришелье прошел хороший путь, как-то так.
Почему обязательно тысячи планов? Один план по одной, весьма важной для этого человека проблеме. И если подойти к сюжету конкретного рассказа
Нене, это я не про конкретный рассказ, это так, о наболевшем)