Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Давно хотел написать, а сегодняшняя дискуссия (Лэй Чин, спасибо) дала окончательный толчок.
Почему у меня возникают претензии к современным авторам? Я про тех, которых постоянно вижу в ярких обложках и на прилавках, про тех, кто или близок к МТА, или попадает в эту категорию.
Не буду упоминать уже очевидные вещи вроде корявого языка, неверибельности персонажей и мира, отсутствия логики и, особенно, несчастных дроу. Это понятно, и, в принципе, не у всех это бывает - не так все плохо.
Но есть вещи, которые меня раздражают неимоверно, и сводятся они, по размышлении, к четырем пунктам, трем видам грабель, на которые авторы обожают наступать раз за разом:

читать дальше

Вот примерно такие у меня претензии к современным авторам. Субъективные, может. Но сдается мне, что обоснованные.

@темы: Размышлизмы

Комментарии
30.05.2013 в 14:28

Добрейшей души ДК (с)
И, опять-таки, на всём этом можно при желании очень интересно сыграть: диалог культур, преодоление непонимания.
Но тут автор (или, как вариант, игроки, если речь идет о текстовой игре) должен сам очень хорошо знать, что с чем он сталкивает.
30.05.2013 в 14:29

"Реал это не интересно!" (с) аноним с Инсайда //////////////////////////// Я - ужас, летящий на крыльях ночи! Я - Питч, упоротый веселящим снежком Джека! (с)
Дариона, вот это да. Но обычно все сливают до "Он сказал/спел -- все восхитились".
30.05.2013 в 15:30

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Ну я видел, правда, не Высоцкого, но не менее современное... у Шумской в "Записках маленькой ведьмы".
30.05.2013 в 15:57

Добрейшей души ДК (с)
У меня, честно говоря, уже название вызывает ворох подозрений: такую книжку села бы читать или у знакомого автора, или по наводке от того, чьему мнению доверяю)
30.05.2013 в 16:07

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Дариона
Нет, было много факторов, я не спорю, но отчасти, мне кажется, потому, что он получился живее и честнее тех, кто позиционируется в книге как силы безоговорочного добра.
Ну, это да.) Хотя, справедливости ради, Таса никто не назовет темным, но популярности у него не меньше.
Другое дело, что чем дальше в цикле, тем больше персонажей, злых лишь условно - бригадир Кэн, хотя бы.

SolarExalt
Ведь сколько встречала Высоцкого в средневековье, все пели про самолеты и корабли, а не из "Айвенго"!
Вот это и есть главная проблема. У Высоцкого есть песни (и много), которые не привязаны ни к каким реалиям, и даже по ритму иные - та же "Лирическая", хотя бы. С ритмом, впрочем, смотреть надо, как уже заметили, в фантастических мирах все может быть иначе... но это опять же нужно обосновать и помянуть.

и его попытки говорить на современном английском в раннем средневековье или использовать известную ему латынь в Древнем Риме
"Школа в Кармартене" это чудесно обыгрывала. Как и Асприн в "Вокзале времени".

Alex-Celly
Ну а претензии к дроу просто анекдотичны, так, в скобках. Претензий к эльфам/оркам и прочик хоббитцам же нету? Ну а чем дроу хуже?
А тут немного иное. Эльфы, гномы и орки расплодились везде. Хоббиты - очень редко встречаются (уточню, я именно про хоббитов, не схожий народ с иным названием). И они даже у Профессора разнообразны. Но "дроу" в значении "темный эльф" - это однозначное и четкое указание на Абей-Торил, ясный образ как внешности, так и поведения с социумом. Авторы же часто лепят ярлык "дроу" на тех, кто не соответствует... вообще никак, кроме остроты ушей и, вероятно, подземного жительства.

А вообще, мне сейчас живо представился попаданец, который поет себе то, что из ролевого помнит. Саруманову "Игру престолов", скажем. И строки в том числе "Крылья расправит дракон, волк растерзает льва..." Поет и не знает того, что местным ведомо - что дракон на гербе у павшей предыдущей династии, что она была в родстве с династией соседнего королевства (у коей волк на гербе), а лев - геральдический зверь ныне правящей семьи. А потом этого певца аккуратно скручивают и начинают задавать вопросы об антигосударственной деятельности.)
30.05.2013 в 16:07

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Дык это цикл, для начала...
fantlab.ru/work115005
комментарии чукч-нечитателей с фантлаба можно игнорировать, они писались в лучшем разе по обложке. Что для фантлаба типично.
Вот у меня по Шумской: alex-celly.livejournal.com/tag/%D0%A8%D1%83%D0%...
30.05.2013 в 16:11

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
V-Z, дык дроу - это тоже уже переходит в "расплодились везде", примерно как в, к примеру, в 60-70-е годы было с эльфами. Так что мы просто наблюдаем процесс : )

А насчёт попаданца, который что помнит, то поёт - ну да. Но и это не факт - тут можно именно на этом такой сюжетик навертеть (а ежели там кто из сторонников прежней династии слышал?)...
В общем, вернулись к тому, что любой приём при верном его использовании даёт полезное - а при неверном вред.
30.05.2013 в 16:13

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Alex-Celly, увы, я бы предпочел, чтобы не переходило.) В конце концов, почему-то крупные вселенные себе такого не позволяют; трудно, что ли, свое название придумать? Обязательно надо брать термин с мощным шлейфом ассоциаций и лепить его на тех, к кому они совершенно не подходят?

Конечно.) Но увы, большинство авторов как раз об использовании не подумают.
30.05.2013 в 16:15

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
V-Z, а тут каждому своё : ) Мне вот фиолетово - и даже, пожалуй, я бы предпочёл, чтобы перешло (увеличение инструментария у авторов).

Ну так это любого инструмента касается, причём абсолютно.
30.05.2013 в 16:27

Добрейшей души ДК (с)
V-Z, потому что шлейф мензоберранзанских ассоциаций выветривается, а вот прочие - вид, цвет волос-глаз-кожи, подземное жительство - остаются. И, более того, даже в те миры, где изначально были придуманы другие названия, читатели иногда это слово тащат. Птому что "если что-то выглядит как утка, крякает как утка..."
На самом дел, эти самые дрова - не сами по себе проблема, они, скорее, часть другой проблемы: насколько уместно то или иное слово в том или ином мире. Названия парусной оснастки, например, имеют для знающих голландские корни - а как эти вещи называть в фэнтези?
Или вот телепортация. Меня всё устраивает, но у некоторых видела возмущение, мол, это современное слово, почему все повадились тащить его в фэнтези?
Или вот "фиг", про который я у себя писала. Вроде и мир достаточно технический, и вроде бы позволяет, но на фоне местных ругательств вроде "чариком поцелованный" или поминаний другой нечисти выглядит очень чуждо.

Alex-Celly, спасибо за ссылку)
30.05.2013 в 16:44

Quid multis morer? Tale quale. Sed semel insanivimus omnes... Голубой плотоядный сыр
Хм, по моему скромному мнению и из самого штампованного персонажа, в произведении со штампованным сюжетом можно сделать интересную вещь, главное уметь. Но в том-то и проблема 4то нормальных авторов, умеющих интересно (пусть даже не всегда "грамотно" - не в плане орфографии) писать о4ень мало и то 4то появляется на прилавках это сплошное низкопробное 4тиво, кое непонятно как попадает в пе4ать.
Я как раз недавно смотрела 4то бы по4итать и столкнулась с проблемой "книг много, а по4итать-то и не4его".
А вообще, мне сейчас живо представился попаданец, который поет себе то, что из ролевого помнит. Саруманову "Игру престолов", скажем. И строки в том числе "Крылья расправит дракон, волк растерзает льва..." Поет и не знает того, что местным ведомо - что дракон на гербе у павшей предыдущей династии, что она была в родстве с династией соседнего королевства (у коей волк на гербе), а лев - геральдический зверь ныне правящей семьи. А потом этого певца аккуратно скручивают и начинают задавать вопросы об антигосударственной деятельности.)
В каком-то любительском рассказе было)))
30.05.2013 в 16:54

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, а что, кукиши местные жители показывать не способны?
30.05.2013 в 17:01

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Дариона, а в чём проблема с фигом? Мне вот не режет (про "чариком поцелованный" - так это же вроде не ругательство, а типа "как укушенный", если я за 3 дня с последнего перечитывания не забыл).

А телепорт... да ну нафиг : ) Что в нём такого уж суперсовременного? Не, можно "заклинание переноса" каждый раз писать, но в целом бег от современных слов в такой форме напоминает мне легендарную пародию Кошкина про миноносец "Бесстыжий" : )
30.05.2013 в 17:03

Добрейшей души ДК (с)
Мэлис Крэш, ну даже у нас ругаться фигами стали сравнительно недавно, насколько я понимаю ситуацию. В моем восприятии, "фиг" - маркер России, двадцатого века (если не вообще его конца - в советских произведениях, хотя их персонажи тоже не всегда смущались употреблять разные интересные слова, как например у Зощенко, заметная концентрация фигов не обнаружена)
30.05.2013 в 17:09

Добрейшей души ДК (с)
Alex-Celly, в том и главный вопрос: где возможная граница употребления тех или иных слов, какая стилизация не теряет дух эпохи и не становится нарочитой?
Какое слово универсально, а какое - маркер времени-места?
Я не специалист, потому ориентируюсь на чутье и "мне так кажется", а писателям приходится мучаться)
30.05.2013 в 17:13

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, если в месте, где происходит действие, кукиш - оскорбительный жест, то и выражение "идти на фиг" допустимо по логике.
30.05.2013 в 17:22

Добрейшей души ДК (с)
Ну, об этом спорить можно долго - вот как раз и пример тому, как для кого-то слово привязано к времени-месту, а для кого-то нет)
30.05.2013 в 17:27

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, слово привязано к жесту в первую очередь. Если речь не о конкретном историческом периоде нашей реальности.
30.05.2013 в 17:34

Добрейшей души ДК (с)
Мэлис Крэш, шиш и дуля - старше, по крайней мере, встречались мне в более ранних произведениях - это если брать именно жест.
В выражениях же вроде "ни фига" или "какого фига" и связь с жестом уже размыта.
30.05.2013 в 17:42

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Дариона, шиш и дуля дают чёткую отсылку на РИ (в смысле Российскую Империю) или как минимум на Россию вообще. Фиг же - более универсален.
30.05.2013 в 17:43

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, если речь о нашем современнике в фэнтезийной реальности, или просто о событиях в фэнтезийной реальности, где работает указанное выше условие, то фига есть фига, раз мы, читатели, ее так воспринимаем.
30.05.2013 в 17:51

«Опять до кровавых соплей рубился с художником, а он так и не нарисовал мне нормальную кавалерийскую атаку... как объяснить людям, что если написано что конь ВЕСЬ в броне, то и ноги у коня бронированы тоже?» © молодой-и-талантливый-автор :)
30.05.2013 в 18:00

Добрейшей души ДК (с)
Alex-Celly, у меня наоборот, фиг ограничен русской современностью, а шиш и дуля шире.

Мэлис Крэш, хорошо, если вы настаиваете и приводите в качестве аргумента неких ещё читателей, слазила в словарь Даля. В нём фиг, фига - только жест, и всё. Бранных выражений с использованием этого слова - нет. Разве что есть словечко "фигаться" - ругаться с пометкой "пск." (вероятно, псковское)
slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%...

При этом ругани Даль не стесняется, в статье, посвящённой чёрту - полстатьи связанных с ним выражений и слов.
slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%...

"Пошел к черту" - есть, "пошел на фиг" - нет, ну и так далее.
Следовательно, фига в качестве жеста - да, универсальна, не спорю, а в качестве ругательства - недавнее "изобретение", и, соответственно, на время и место завязана.


На всякий случай всё же повторюсь, что сие многострадальное слово было приведено исключительно как пример (оказавшийся очень наглядным) слова, которое для некоторых (например, меня) - с местом и временем связано, а для некоторых (например, автора и, как оказалось, вас, Мэлис Крэш и Alex-Celly) - нет.
Является ли оно таким маркером в действительности - вопрос отдельный.
30.05.2013 в 18:07

"Реал это не интересно!" (с) аноним с Инсайда //////////////////////////// Я - ужас, летящий на крыльях ночи! Я - Питч, упоротый веселящим снежком Джека! (с)
Следовательно, фига в качестве жеста - да, универсальна, не спорю, а в качестве ругательства - недавнее "изобретение", и, соответственно, на время и место завязана.
А кстати, поисковики говорят, что ты права. Фиг в этой фразе более приличная замена хую, как выдало. И употребляется реально только в СССР и постсоветском пространстве.
Так что попаданец из этих мест и времени может употреблять, житель средневековья -- сомнительно. Скорее изначальный хуй или аего аналог употребит.
30.05.2013 в 18:08

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, фига универсальнее чёрта уж точно. И при описании жизни в фэнтезийном мире нам как бы автор переводит реалии в понятный нам вид. Или вы полагаете, что во всех фэнтезийных мирах говорят по-русски?)))
Не спорю, есть случаи, когда фига неуместна.
30.05.2013 в 18:11

Добрейшей души ДК (с)
Мэлис Крэш, сравнение с чёртом было приведено как пример того, что ругательств Даль не чурается, а ругательства на основе фиги (именно ругательства, а не наименование жеста) не упомянуты - следовательно, это дело молодое.
Про универсальность чёрта я не сказала ни слова, но коль скоро зашла речь, да, чёрт - это или Россия, или мушкетёры, или пираты ("тысяча черррртей!", ага =) ) В прочих случаях уместнее будет демон или ещё какой местный аналог.
30.05.2013 в 18:21

Луперкаль!
Вообще говоря, послать и без фига можно куда угодно: к чёрту, к лешему, к ляду, к шутам, к воронам, к демонам... В дупу, наконец, хотя, кажется, это тоже недавнее "изобретение") Зависит это - на мой взгляд - исключительно от языкового чутья автора.
30.05.2013 в 18:30

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Зависит это - на мой взгляд - исключительно от языкового чутья автора.
А ещё от характера персонажа. А ещё от его лексики. А ещё от задач, которые автор ставит при написании сцены. А ещё от взаимоотношений между персонажами. А ещё... *список ещё на два десятка позиций поскипан по причине лени*
Может, всё же прекратим натягивать простую сову на сложный глобус?
30.05.2013 в 18:33

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Дариона, и что - во всех мирах экспрессивная лексика развивалась одинаково, и до фиги доходят к ХХ веку?)))
Хонор Харрингтон, дупа - это от братьев-поляков. А вообще направление посыла надо подбирать тщательно. От контекста мира зависит.
30.05.2013 в 18:56

Добрейшей души ДК (с)
направление посыла надо подбирать тщательно. От контекста мира зависит.
Вот с этим соглашусь =)